В НОМЕРЕ: |
|
Стр. 2
Башиномика |
 |
|
Стр. 4
Правовая система Туркменистана |
 |
|
Стр. 5
Парижский клуб кредиторов |
 |
|
Стр. 6
Ликвидация предприятия вследствие несостоятельности (банкротства) |
 |
|
Стр. 8
Туркменистан: новости короткой строкой |
 |
|
Стр. 10
Туркменистан: регистрация и ликвидация предприятий |
 |
|
Стр. 11
По мнению независимых экспертов… |
 |
|
Стр. 13
Процедуры банкротства в международном частном праве |
 |
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
Башиномика |
|
Самая одиозная республика бывшего СССР — Туркменистан. Очень загорелые мужчины во времена СССР, цветастые платья женщин — в очередях в магазинах Вильнюса и Таллинна. На ногах калоши, поставки которых в республику не прекращались ни на один день в бурные 90-е годы. А что сейчас? Есть ли там интернет? И сколько газа? АЗИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ И ЭКСТЕРЬЕРЕ
Пару воспоминаний. Об интернационализме, нашем, советском. Первые секретари балтийских республик СССР постоянно звонили в Ашхабад своим партийным коллегам и просили: «Не присылайте поездов дружбы! Эстония такая маленькая, что один такой поезд — и у нас магазины пустые. Нет ни колбасы, ни одежды целую неделю».
Балтийских радостей хватало и туркменам, крепившим дружбу с литовцами и эстонцами. После чего они и рванули изо всех сил в Европу. На полных парусах. И пропали навсегда поезда дружбы. Но могут появиться поезда и туры из газовой супердержавы. Газ нынче дорог, и туркмены стали важными — как углеводородные державы.
Причем проживает всего в закрытой стране около 5 млн человек, хотя цифры эти приблизительные, точный учет только развивается. Информации крайне мало, да и что можно написать о стране с экстремальным монократизмом, государственной собственностью? Хотя какая государственная? Сын нынешнего президента, выпускник Дипломатической Академии, в Москве владеет половиной всей собственности и финансовых потоков страны. Вот образ настоящего бизнесмена Востока!
В главном все мы схожи — после СССР шел процесс конвертации политической власти в экономическую. Скрыто, скромно, застенчиво — как в Балтии, или открыто — как страны центральной Азии. И лучше всего — Туркменистан.
Осталось только грамотно распорядиться этим богатством. Предварительные ходы в данном направлении уже сделаны. Что же именно? Монополистическая власть, тотальный контроль, номенклатурное регулирование экономики. Остальное — детали.
Страна расположена в центре Азии, омывается внутренним Каспийским морем на западе, выхода к мировому океану не имеет. Является членом ООН со 2 марта 1992 г. Столица — город Ашхабад.
Это для справки. Интересно же то, что со своими сырьевыми ресурсами элита выбрала статус страны как нейтрального государства. Пропагандисты пишут, что «они» — светское государство, президентская республика. Более сильная, чем мы. Обратите внимание, что по состоянию на январь 2013 г. пост президента занимает Гурбангулы Бердымухамедов, единый во многих лицах… |
|
|
Леонид Заико,
Научный обозреватель
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
Правовая система Туркменистана |
Сейчас правовая система Туркменистана переживает коренную трансформацию. По темпам правовых преобразований Туркменистан занимает среднее место на территории бывшего СССР, заметно отставая от таких государств, как Узбекистан, Казахстан, Беларусь. Сразу же после провозглашения республики независимости была принята (в 1992 г.) Конституция, а также Хозяйственно-процессуальный (1991 г.), Санитарный (1992 г.), Таможенный (1993 г.), Воздушный (1996 г.), Уголовный (1997 г.) и Гражданский (1998 г.) кодексы. Но почти до 2000 г. действовали старые — еще советские — кодексы. Правовое законодательство регулируется в республике Законом «О нормативно-правовых актах», принятым 18 июня 1996 г. Высшим нормативным актом является Конституция, за ней следуют законы, принятые на референдуме, указы и постановления президента Туркменистана, постановления Меджлиса, постановления и распоряжения Кабинета министров, акты министерств и других центральных органов государственного управления, постановления хякимов и решения Генгеши. Законы, вносящие поправки в Конституцию, именуются «конституционными» и имеют приоритет.
Согласно ст. 6 Конституции Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права. Закон о нормативно-правовых актах 1996 г. не содержит упоминания о статусе международных договоров в иерархии источников права в республике. Однако Закон о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Туркменистана 1995 г. предусматривает: если законодательством Туркменистана установлены правила, отличные от тех, которые определены международными договорами, то применению подлежат положения последних.
В стране отсутствует конституционный суд и правовые механизмы, устанавливающие соблюдение верховенства международного права над внутренним законодательством страны. В 2000 г. Законом Туркменистана «Об упразднении Высшего хозяйственного суда Туркменистана» (14 февраля 2000 г.) был упразднен Высший хозяйственный суд, поэтому сейчас судебная власть осуществляется Верховным судом, судами велаятов и Ашхабадским городским судом, судами этрапов, городскими судами, пятью хозяйственными судами в каждом велаяте, военными и другими судами в форме гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства. Согласно Конституции (ст. 100) создание чрезвычайных судов и иных структур, наделенных полномочиями суда, не допускается. |
|
|
|
Геннадий Тихомиров
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
Парижский клуб кредиторов |
|
В неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики — Парижский клуб кредиторов — входят представители банков-кредиторов 19 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 г. преимущественно для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.
Время от времени состоятельные страны прощают задолженности странам более бедным. Не так давно в интернете муссировалась тема, что президент России Владимир Путин списал какие-то долги то ли африканским, то ли азиатским странам. И не простил — собственным гражданам. Это практикуется, повторяем, во всем мире и поддерживается общественным мнением — списание беднейшим странам части долгов. Так сказать, проявление заботы о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность.
Еще в декабре 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга, и первой страной, получившей такие льготы, в феврале 1995 г. стала Уганда. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%, однако возможность такая предоставляется не всем государствам. Должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Развивающиеся страны Парижский клуб уважают, потому что от решения этой неформальной организации зависит, сколько будет списано долгов, получено кредитов…
Россия стала членом Парижского клуба в 1995 г. в качестве кредитора, получив, таким образом, влиять на мировую экономику. Преимущества — налицо. Можно на равных разговаривать с Международным валютным фондом. Или контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран (тех, которые изрядно задолжали клубу). Или более успешнее размещать еврооблигации. Повышенный кредитный рейтинг — это… повышенный кредитный рейтинг! Быть на равных и не иметь долгов дорогого стоит.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным. Согласно ему, в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать действия и требования. |
|
|
Елена Конашевич
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
Ликвидация предприятия
вследствие несостоятельности (банкротства) |
Основанием признания судом предприятия банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого предприятия устанавливаются Законом Туркменистана «О банкротстве»
(далее — Закон о банкротстве), который определяет условия и порядок объявления субъектов, занимающихся предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью, банкротами. А также регулирует их имущественное положение. Закон стоит на страже интересов и должников, и кредиторов. Например, если проведение мероприятий по санации предприятия экономически нецелесообразно, то в соответствии с настоящим Законом можно добровольно признать себя экономически несостоятельным. Иногда происходит принудительная ликвидация предприятия. Конечно, все эти действия подтверждает хозяйственный суд Туркменистана. Кстати, дела о банкротстве рассматриваются судом по месту нахождения должника. Ст. 6 Закона о банкротстве констатирует, что производство по таким делам регулируется также нормами гражданского и хозяйственно-процессуального законодательства.
Но что понимается в республике под банкротством? Как и в других странах, это устойчивая неспособность субъекта хозяйствования удовлетворить требования своих кредиторов и выполнить обязательства перед бюджетом. И тогда приостанавливаются текущие платежи, и происходят другие не очень приятные вещи… А ничего другого и не остается, если кредиторы (физические или юридические лица, или бюджет) предъявляют материальные или имущественные претензии. От сумы, говорят, никто не застрахован — несостоятельным должником может стать и физическое, и юридическое лицо, независимо от формы собственности. Недостаток платежных средств — и вы, батенька, банкрот! В установленном Законом о банкротстве порядке хозяйственный суд, повторяем, признает субъекта хозяйствования несостоятельным должником.
Скажем несколько слов об одном законодательном документе, согласно которому в Туркменистане признается и охраняется право собственности, гарантируются неприкосновенность, равная защита и одинаковые условия для развития всех видов и форм собственности. Это Закон о собственности (а также Конституция и некоторые другие законодательные акты). Право собственности возникает в результате хозяйственной деятельности, приобретения объекта собственности или иным способом, не противоречащим законодательству Туркменистана. Источниками собственности могут быть различные материальные и нематериальные активы (недвижимость, земля, ценные бумаги, патенты, лицензии, авторские права и др.). Субъектами собственности выступают физические и юридические лица и государство — то есть собственность бывает государственная и частная.
Кстати, государство в полной мере гарантирует субъекту возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством. И если, например, в стране принят тот или иной документ о прекращении права собственности, то в полной мере покрываются убытки, возникшие вследствие тех иных обстоятельств. И еще: Меджлис Туркменистана может признать недействительным законодательный акт (изданный государственным или иным органом республики), если тот направлен на притеснение собственника. А последний, в случае нарушения его прав, может обжаловать действия должностных лиц и соответствующих органов в судебном порядке. Да и вообще суд осуществляет его защиту. |
|
|
|
Дмитрий Бондарович
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
Туркменистан: новости короткой строкой |
|
2 апреля председатель Меджлиса Туркменистана по поручению Президента Гурбангулы Бердымухамедова приняла верительные грамоты от Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Норвегия в Туркменистане г-на Оле Йохана Берной.
4 апреля в ходе встречи с делегацией Российской Федерации во главе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым была подписана Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Туркменистана и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2013 год.
8 апреля в Туркменистане был аккредитован Чрезвычайный и Полномочный Посол Австралии г-н Пол Эндрю Майлер.
9 апреля руководитель программы по климату, окружающей среде и энергетике Регионального центра Программы развития ООН (ПРООН) в городе Братислава (Словакия) по странам Европы и СНГ г-н Мартин Краузе был принят в Министерстве иностранных дел, а также в министерствах энергетики, охраны природы, экономики и развития Туркменистана.
С 10 по 15 апреля в столице республики прошла специализированная выставка-ярмарка продукции текстильной промышленности Туркменистана.
10 апреля приняты верительные грамоты от Чрезвычайного и Полномочного Посла Иорданского Хашимитского Королевства в Туркменистане г-на Амджада Одеха Адаилехи. В тот же день в Ашхабаде прошла встреча представителей уполномоченных органов прикаспийских государств по обсуждению проекта Соглашения о сохранении и рациональном использовании биологических ресурсов Каспийского моря.
Туркменистан избран вице-председателем Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Это сообщение поступило в середине апреля из Отделения Организации Объединенных Наций в Женеве, где состоялось пятое заседание 65-й сессии ЕЭК ООН. Кроме того, страна в соответствии с данным статусом будет также выполнять функцию вице-председателя Исполнительного комитета ЕЭК ООН, являющегося управляющим органом ЕЭК в течение каждого двухлетнего периода, то есть до апреля 2015 г.
19-21 апреля Туркменистан принял участие в Международной выставке текстиля, одежды, кожевенных изделий и производственного оборудования, традиционно проводимой в Риге — столице Латвийской Республики.
26-27 апреля в столице впервые прошла приуроченная к Празднику туркменского скакуна Международная выставка-ярмарка, организаторами которой выступили Государственное объединение «Туркмен атлары» и Торгово-промышленная палата Туркменистана. В Выставочном дворце «Sergi kosgi» свои экспозиции представили около 130 компаний из 24 стран и более 20 отечественных предприятий. |
|
|
Владимир Березовский
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
Туркменистан: регистрация и ликвидация предприятий |
В целом правовая система в стране довольно сложная — основана на континентальной правовой традиции. Основным источником права являются законодательные акты (Конституция; законы; постановления Меджлиса Туркменистана) и подзаконные акты (Указы Президента Туркменистана; постановления Кабинета Министров), а также нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. В соответствии с Конституцией Президент Туркменистана издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в виде приказов и постановлений. Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные собственным законодательством, то применяются правила международного договора.
Остановимся на тех, которые регулируют вопросы государственной регистрации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций. В первую очередь надо назвать постановление Президента Туркменистана от 8 сентября 2006 г. № 8054 «О совершенствовании государственной регистрации юридических лиц и инвестиционных проектов». Согласно постановлению, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и их учет в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — Реестр), является управление по государственной регистрации юридических лиц и инвестиционных проектов Министерства экономики и развития Туркменистана (далее — Регистрационное управление).
Туркменистан является единственным государством бывшего Советского Союза, не имеющего Конституционного суда. Отсутствует, в принципе, и сам институт судебного конституционного контроля вообще. Соответствие нормативных актов Конституции и законам определяет Меджлис. Судебная власть в республике осуществляется Верховным казыетом (судом) и другими казыетами, предусмотренными законом страны. Другими словами, ни одно структурное подразделение не может именоваться судом и иметь соответствующие на это полномочия. В целом судебная система носит двухинстанционный характер. Суд первой инстанции рассматривает дело непосредственно, гласно и устно. На приговор или решение суда первой инстанции может быть подана жалоба (протест), которую рассматривает вышестоящий суд второй, кассационной, инстанции. Последний осуществляет проверку законности и обоснованности приговора или решения суда. Существует надзорный порядок проверки судебных постановлений — это в ведении судов велаятов и Верховного казыета. Пересмотр дела в порядке надзора осуществляется на основании протеста, заявленного председателем Верховного казыета, Генеральным прокурором, их заместителями, а также председателями судов велаятов, прокурорами велаятов и их заместителями. Апелляция или протест на решение Верховного казыета по первой инстанции подается в его президиум. Протест на постановление пленума Верховного казыета может быть заявлен председателем Верховного казыета и Генеральным прокурором. |
|
|
|
Вячеслав Абакумов
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
По мнению независимых экспертов… |
|
Если верить официальной хронике Туркменистана, то в республике все замечательно. «Динамика развития современного Туркменистана, — читаем мы на одном из сайтов в интернете, — преобразования во внутренней и внешней политике, экономике, культуре и в самом обществе, впечатляют масштабами и достижениями. Все это результат неустанной деятельности президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, чуть более года назад — 12 февраля 2012 г. — повторно избранного народом на высокий государственный пост…» В программном заявлении накануне выборов лидер нации, говоря о будущем страны, подчеркнул, что основная «задача — построить на прочном фундаменте сильную, благополучную, высокоразвитую страну». Другими словами, превратить республику из преимущественно аграрной страны в индустриальную державу. Наверное, получится: об этом говорится на высшем уровне власти, это же подтверждает и официальная статистика. Например, доля промышленности в общем объеме ВВП продолжает увеличиваться и не уменьшается — за январь и февраль нынешнего года. Рост производства произведенной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обеспечен на уровне 112,1%. Наблюдается и рост розничной торговли — 119,7%. Объем внешнеторгового оборота составил 5421,3 млн долл. США, (то есть 102%).
И далее: высокий рост объемов производства продукции практически во всех отраслях..., положительные тенденции в сельском хозяйстве..., увеличение объема строительных работ…, рост объема грузоперевозок всеми видами транспорта… Доходная часть государственного бюджета составила 114,7%, расходная же часть бюджета — 95,5%. На 4,8% увеличились объемы инвестиций; заработная плата выросла на 10,6%. Звучит заманчиво-привлекательно, согласитесь! Может, оно так есть и на самом деле, но вот если послушать независимых экспертов, то картина вырисовывается сосем другая. Ох уж эти независимые эксперты! До всего им есть дело. Но так уж принято — оценивать состояние той или иной страны по тем и иным показателям…
Немного необычные советы дает инвесторам МИПЭ (Международный институт политической экспертизы–независимая исследовательская организация), основанный в 2003 г. Даже не советы — правила! Например, если вы решаете начать инвестировать в эту страну, вначале следует установить личный контакт с президентом Туркмении. Ни много ни мало, однако! Затем обеспечить политическую поддержку со стороны собственного правительства. Уметь учитывать текущий геополитический расклад и прогнозировать политические риски. В контракте предусмотреть обязательность арбитражного рассмотрения за пределами Туркменистана, а в цену самого контракта заложить политические риски. Ни в коем случае не инвестировать в инфраструктуру! Гораздо проще (более верным будет слово «безопаснее») работать на основе контрактов по заказу туркменских властей. И, конечно же, у вас должен быть антикризисный план — на случай возможного выезда из страны в максимально сжатые сроки. Кстати, недавно прочитала все в том же интернете, что состоятельные люди Туркменистана стараются как можно больше средств вывести из народного хозяйства и как можно быстрее выехать из страны. Может, это только слухи? Зачем уезжать из светской, демократической республики, в которой прошла либерализация налоговой политики, установлен льготный режим для развития отечественного предпринимательства, делается все возможное для максимального привлечения иностранных инвесторов в туркменское экономическое пространство? |
|
|
Наталия Борисевич
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
Процедуры банкротства в международном частном праве |
В последнее время часто дискуссируется вопрос о природе международного частного права (далее — МЧП) и его месте в общей системе права. Поговорим об этом и мы — рассмотрим каноны этого вида права на примере европейских государств. Конечно, нас интересуют аспекты, относящиеся к вещным правам юридических лиц, трудовым спорам, слияниям и поглощениям, банкротству…. Одни считают, что международное частное право — это система внутреннего (национального) права. Другие — несогласные — ставят его в разряд международного права в широком смысле слова Есть и третьи, которые разделяют международное частное право на международное и внутригосударственное право. Но правильнее всего будет вот так: это многомерное явление, имеющее полисистемный характер. Ведь нормы, составляющие международное частное право, находятся как в национальном праве (гражданском, семейном, трудовом и др.) различных государств, так и в международном праве. Итак, сделаем первый вывод: к области международного частного права относятся вопросы гражданско-правового положения иностранных юридических и физических лиц, права собственности, обязательственного права, авторского и изобретательского права, семейного и наследственного права, а также вопросы международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража. То есть международное частное право — это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, финансовые, административно-правовые и иные отношения, с иностранным наличием. При этом имеют место быть три вида иностранного элемента: субъект, обладающий иностранным гражданством (иностранное юридическое или физическое лицо); объект, находящийся за границей (например, для получения наследства); юридический факт, имевший место за рубежом (смерть гражданина, заключение договора).
В 1951 г. был принят постоянный Статут Гаагской конференции по международному частному праву, вступивший в силу в 1955 г. Наиболее значительными из документов, принятых начиная с 1950-х гг., являются конвенции в области гражданского процесса. К ним относятся: Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (СССР присоединился в 1966 г.); Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. (РФ присоединилась к этим двум Конвенциям в 2001 г.); Конвенция об облегчении доступа к правосудию за границей 1980 г. и др. С конвенциями по процессуальным вопросам тесно связана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. В ней участвуют 87 государств. Большое число многосторонних соглашений было разработано при создании Всемирной торговой организации (ВТО), а также ЮНЕСКО, Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и др. Унификация норм международного частного права осуществляется и путем принятия на международном или региональном уровне так называемых модельных законов (кодексов), а также директив и иных нормативных актов по тем или иным вопросам (например, это регламенты и директивы ЕС). |
|
|
|
Ирина Лагесс
Специально для газеты "Антикризисное Управление"
Полную версию статьи вы можете прочитать в № 5 (59) за май 2013 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
Городское общественное объединение "Профессиональное партнерство"
www.trust.by |
|
|
|